ОБОБЩЕНИЕ

практики возвращения мировым

судьей протоколов по делам об

административных правонарушениях в

первом полугодии 2014 года

 В процессе обобщения были изучены административные материалы, поступившие на рассмотрение

мировому судье судебного участка № 1  г. Гая в первом полугодии 2014 года.

    Задачами  обобщения являются: выявление наиболее типичных оснований для   возвращения протоколов об административных  правонарушениях, доведения до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых ошибках составления административного материала для их  дальнейшего предотвращения.

            Цель обобщения: улучшить качество составляемых материалов по делам об административных правонарушениях, как следствие, сократить сроки судебного производства по делам об административных правонарушениях.

За указанный период мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 6 определений.

При принятии  решения о возвращении протоколов необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г.,10 июня 2010 г.,9 февраля 2012 г.),и правовые позиции, изложенные в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.

Условия возвращения протоколов

Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено. Это обстоятельство свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в административный орган. Такой подход соответствует как общим задачам

административного производства, так и принципу процессуальной экономии.

Основания возвращения протоколов

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:

- составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

-неправильное составление протокола;

- неправильное оформление других материалов дела;

- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к ему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного  недостатка или неполноты протокола и (или) материала.

    Существенные и  несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5.

    В этом пункте указано, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Как показало обобщение, протоколы об административных правонарушениях и материалы дела возвращались мировым судьей по различным основаниям.

Так, протокол  об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Романюка Р.Г. возвращен по основаниям отсутствия конкретизации объективной стороны правонарушения, в частности отсутствуют сведения о вступлении

постановления о назначении административного наказания в законную силу.

Постановлением мирового судьи от 25.11.2013 года Романюк Р.Г. был признан виновным по ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ. В постановлении указана дата вступления в законную силу. В то же время Романюк Р.Г. воспользовался правом, предусмотренном ст. 30.3 КоАП РФ и подал жалобу на постановление с ходатайством о восстановлении срока на подачу

жалобы.  Срок Романюку Р.Г. был восстановлен и жалоба принята к рассмотрению.

По тем же основаниям (неправильное составление протокола и неполнота представленных материалов)  мировым судьёй был возвращен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Гайский мясокомбинат»   по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

             Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица),

осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

          Для установления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, необходимо, чтобы предписание, выданное органом, осуществляющим государственный надзор, содержало требование об устранении нарушений законодательства.

Из содержания предписания №ПН/Э-113/2 от 25.06.2013 года, в связи с неисполнением которого в отношении ООО «Гайский мясокомбинат»  составлен протокол об административном правонарушении, следует, что обществу предписано осуществлять мероприятия: «обеспечить ежеквартальное (не позднее 20 числа, месяца, следующего за отчетным) внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду ».

Таким образом, в предписании указаны требования не об устранении уже допущенного нарушения законодательства, а об исполнении закона на будущее время, эти требования носят общий, декларативный характер.

В связи с неполнотой представленных материалов был возвращен протокол об административном правонарушении по ст. 7.17 КоАП РФ в отношении Каримова Р.Р. В материалах дела имелись противоречия в части причинения имущественного ущерба,  его стоимости, протокол об административном правонарушении имел существенные недостатки, в частности осмотром было

установлено, что разбито четыре стекла в двух проемах окна на общую сумму 410 рублей, вместе с тем а Каримову Р.Р. вменялось, что он разбил стекла в одном проеме между 3 и 4 этажом также на сумму 410 рублей.

Так же в анализируемый период возвращался материал в отношении Сутковенко Л.И. по ст. 14.2 КоАП РФ.

В данном случае определение о возвращении было мотивировано следующим.

В соответствии со ст. 28.2 ч.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен содержать исчерпывающие сведения о событии выявленного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, связанным с оборотом алкогольной продукции формулируется с помощью бланкетных норм, которые определены в Федеральном законе от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной  продукции».

Действия Сутковенко квалифицированы по ст. 14.2 КоАП РФ как незаконная продажа товара (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Однако ссылка на норму Закона, нарушенную Сутковенко, в протоколе по делу об административном правонарушении отсутствует. 

Согласно с ч.3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу)

уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков.

В установленный законом срок в отчетный период мировому судье поступило 2 протокола с исправленными недостатками (в отношении Каримова Р.Г. и Сутковенко Л.И.).

В практике случаев прекращения возвращенных материалов за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.

Определения о возвращении протоколов не обжаловались.

ВЫВОДЫ:

             В целом практика возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов на судебном участке складывается правильно. Мировым судьей не допускается формальный подход к возвращению протоколов, учитывается именно невосполнимость соответствующих сведений.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

         Проведенное обобщение показало, что с целью обеспечения качественного возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов должностным лицам для устранения недостатков мировому судье необходимо принять меры по недопущению выявленных недостатков материалов:

- выносить определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях и материалов к ним с

учетом разъяснений, содержащихся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях";

- указывать в определениях о возвращении протоколов все выявленные недостатки в целях скорейшего их устранения, и не допускать случаев вынесения немотивированных определений;

- реагировать в необходимых случаях на факты не обеспечения административным органом явки лиц для рассмотрения дел о правонарушениях, за которые в качестве мер наказания предусматривается административный арест, посредством вынесения частных определений, информационных писем;

- реагировать на факты нарушения законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях

и формировании иных материалов дела.

Мировой судья                       Байжанова М.Ж.

исполнитель помощник судьи

М.А. Чельдинова